Библиотека

Проблемы внедрения Agile-маркетинга и Lean маркетинга

Как вы догадываетесь, команда Blue marketing твердо верит в то, что Agile и Lean подходы является ключом к наиболее эффективным показателям в маркетинге. Однако, существует ряд сложностей на пути к заветным изменениям. Мы советуем быть готовым к тому, что agile и lean трансформация компании не будет безболезненной. Не стоит ожидать после прочтения нескольких книг легкого воплощения всех принципов на практике, стоит быть готовым к распространенным проблемам, о которых мы поговорим ниже.

Несмотря на то, что все организации уникальные, и реализация agile и lean на практике в каждой будет отличаться, есть все же схожие вещи. По статистике маркетинговые команды, внедряющие agile и lean, сталкиваются с одними и теме же проблемами, среди которых можно выделить три самые распространённые:

- Неприветливая/враждебно настроенная культура и отсутствие поддержки ТОП-менеджмента
- Командные ограничения
- Театр Agile (псевдоизменения)

Проблема не в тебе, а в них

Независимо от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО, маркетингом, управлением проектами или HR, вам нужно одобрение и определенная степень участия начальства, чтобы внедрить Agile на всех уровнях. Прежде всего, компания должна создать культуру, поддерживающую «гибкий» образ мышления, а также осознать важность Agile в своей повседневной работе.

На тему культуры в компании очень хорошо высказался социолог Питер Друкер, выступая на заседании Ford: «Культура съедает стратегию на завтрак». То есть можно иметь любую формализованную стратегию, но если у людей не принято соответствующее поведение, то никакой стратегии не будет, а значит никаких стратегических целей компании не достичь. Наша команда Blue Marketing, чаще всего сталкиваемся с сопротивлением, внедряя Scrum, ведь он на начальном этапе противоречит культуре организации.

Scrum-мастерам приходится уделять повышенное внимание двум областям: они должны учитывать и работать как с человеческий/командным аспектом, так и с бизнес-процессами. Scrum — это просто, самое тяжёлое – это люди.

Agile и Lean – командный вид спорта

Если возникают сложности в работе с отдельными людьми, то с командой будет пропорционально сложнее. Это связано со множеством причин: от страха неудачи и недоверия до безответственности и безразличия к результатам.

Очень часто можно встретить опасения отдельных членов команды по поводу того, что Agile (и Scrum, в частности), преуменьшит личные достижения. Виной тому «Комплекс Супермена», которому присуща постоянная потребность «спасать» других и в процессе самостоятельно выполнять больше работы, очень характерна для маркетологов.

Именно это может стать помехой командно-ориентированному подходу и вызвать конфликты.

Плюс ко всему, многие команды застревают на этапе формирования (forming). Стоит сказать пару слов о модели развития команды Брюса Такмана – гениальном объяснении того, что нельзя ожидать от сотрудников новой команды эффективной работы с самого момента знакомства. Группа всегда проходит через эти 4 фазы (forming, storming, norming, performing), чтобы выйти на максимум производительности. Очень рекомендуем почитать подробнее о модели Такмана потому, что с ней вы сможете помочь новой команде быстрее начать эффективную работу.

Формирование всегда проходит позитивно и доброжелательно, потому что все взволнованы предстоящими задачами. Однако, следом довольно быстро наступает период Конфронтации (storming), во время которой возникают первые разногласия. Под сомнение могут поставить общие цели, компетентность руководителя, справедливость распределения ролей и обязанностей. Очень важно на этом этапе не ругать членов команды, руководителю необходимо выступить в качестве лидера, коуча и фасилитатора, чтобы помочь команде разрешать конфликты, организовать конструктивное обсуждение, ведущее к результату, а не бессмысленным спорам.

Просто переименовав процессы и роли без реальных изменений, вы не получите работающий Agile и Lean

Возможно, вы слышали фразу «театр-Agile» — это когда формально в компании есть Agile, но по нему никто нормально не работает и не разделяет его принципы и ценности (ссылку на статью про agile). Agile-практики часто сталкиваются с ситуациями, когда проектных менеджеров просто переименовывают в «продуктовых менеджеров», совещания в «daily standups». Так вот обычно в таких компаниях удивляются, почему Agile именно у них не работает. А люди, которые изначально были против, получают «весомую» аргументацию.

Большая часть трудностей компаний связана как раз с непониманием сути Agile, потому что это либо попытка быть в тренде «все делают Аджайл, и мы тоже хотим», либо это спущено сверху руководством в добровольно-принудительном порядке без особых объяснений.

Мы в Blue Marketing знаем, как решать эти проблемы!

Напишите вам, и мы проведем консультацию или обучение в зависимости от комфортного формата, который подходит именно вам!

2 1